Черта, отделяющая человечество от территории безграничного биологического всемогущества, практически преодолена. Достижения биотехнологий в медицине преимущественно направлены на зарождение, поддержание жизни в клетке, органе, в целом в человеческом организме, как сложной системе.
Сочетание накопленных знаний в биологии, медицине и овладение нанотехнологиями позволило выстроить надежную технологическую цепочку, результатом которой является зарождение и развитие новой жизни. Но, наверное, к счастью, женщина по прежнему остается главным и незаменимым звеном в этом процессе.
Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) все таки остаются, прежде всего, вспомогательным механизмом для рождения ребенка. Но вместе с различными вариантами обретения ребенка перед семейной парой в общем, и обществом в частности возникают морально этические дилеммы, суть которых невозможно было описать и предсказать всего лишь несколько десятилетий назад.
Если совсем недавно для рождения ребенка нужен был только здоровый (в репродуктологическом плане) организм женщины и сперматозоид мужчины, то сейчас, ребенок, рожденный с помощью программы ВРТ, может иметь несколько пар родителей.
К простому, фундаментальному понятию «родители» добавились уточняющие термины, ранее никогда не стоявшие в неразрывной связке. Речь идет, прежде всего, о словосочетании «биологические родители» и «генетические родители». Представим себе ситуацию, когда суррогатная мать вынашивает ребенка, зачатого с использованием донорской яйцеклетки, и (или) сперматозоида. Налицо достоверная иллюстрация понятия «расколотого родительства», термина введенного в обиход немецким социологом М. Кеттнером.
Является ли данная ситуация нарушением традиционных глубинных морально-этических основ современного общества, и чем она опасна?
Многие века изменения в стандартах восприятия роли женщины в семье были неспешны и постепенны. Последние 30 лет взрывных открытий в биологии и медицине нарушили равновесие самого фундамента современного общества, обнажив конфликт между системой и человеком как индивидуумом. А ведь стабильность современного общества не в последнюю очередь основано на глубоких архетипических паттернах, которые связывают воедино супружество, родительство и деторождение.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий